ОФИЦИАЛЬНИЙ САЙТ НАЦИОНАЛЬНОГО ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА "СОФИЕВКА"   www.sofiyivka.org.ua украинский english
- 9 -

Направо от лужайки с вазой расположен участок камней различной величины. Камни покрыты мхом, между ними растут одиночные деревья и кусты. Чуть заметные, вьются между ними без определенного направления тропинки. Эта дикая местность привлекает своеобразной, ни с чем не сравненной красотой, и еще в начале строительства парка назвали ее Критским лабиринтом. О нем впервые вспоминает Т. Темери.

Сюжет этой картины также взят с греческой мифологии и напоминает легенды о Дедале, Миносе, Пасифее, Минотавре, Тесее и других героях.

Мудрый царь Минос (сын Зевса и Европы) правил на острове Крит. Он сумел увеличить свои богатства без завоеваний, в основном за счет торговли. Но счастья в его доме не было. Пасифея, его жена, родила ребенка получеловека, полубыка. Ему дали имя Минотавр. Жил он в подземном лабиринте, построенном Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) семь юношей и девушек, которых присылали с Афин как налог Миносу в знак искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Афинский царевич Тесей прибыл на Крит вместе с юношами и девушками, которых послали в жертву Минотавру. Дочь царя Миноса Ариадна, увидев Тесея, влюбилась в него, поэтому тайно от отца дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и всех определенных на растерзание ввели в лабиринт, он привязал около входа конец нитки и пошел по запутанным, бесконечным переходам лабиринта, с которого невозможно было найти выход и вернуться. Все далее шел Тесей и, наконец, пришел туда, где находился Минотавр. В страшном единоборстве победил герой Минотавра и по ниточке клубка вышел из лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

Теперь нужно было позаботиться о спасении от гнева Миноса. Поспешив на пристань, афинянин прорубили днища у всех кораблей критян, чтобы не было им на чем броситься за ними в погоню, и на своем корабле отплыл домой в Афины. Ариадна тайно от отца также отправилась с ними. На обратном пути они остановились на острове Наксос, и там Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис (за другой версией ее оставил там Тесей). Огорченный Тесей отправился дальше, забыв изменить паруса, как было договорено с отцом, и это стало причиной гибели старого царя Эгея, который в отчаянии бросился в море, когда увидел черные паруса вместо белых, что свидетельствовало о смерти сына. С тех пор море это начало называться Эгейским.

Идя аллеей мимо Критского лабиринта, вы любуетесь молодым деревцом магнолии кобус, а слева - тюльпановое дерево, которое начало уже цвести. Вы приблизились к берегу речки Стикс: весело журчит ее вода, играет, переливается под лучами солнца. А на противоположной стороне у подножия крутого склона живописно разрослись высаженные здесь кустики борщевника с большой резной листвой и белыми зонтиками цветов рудбекии, мать-и-мачехи - все они четко выделяются на фоне подстриженных газонов. А далее, направо по маршруту искусственно сросшиеся три дерева тополя белого, которые, к огромному сожалению, уже отмерли. В народе называют их "семейным деревом" и связывают с историей семьи Потоцких. Но скорее всего, эти деревья сначала не имели никакого отношения к ним. И только позже, когда погибли девять берестов, который раньше росли около Разбитой колонны, их символику механически перенесли на тополя и даже в путеводителях называют их "семейным деревом".

Сразу же за тополями расположен объект, каторый С. Трембецкий в своей поэме назвал Афинский школой. Здесь представлена совсем другая, чем на участке Критского лабиринта, композиция с гранитных глыб. Присмотритесь внимательно, и вы увидите, что огромные камни выложены как будто рядами и напоминают столы и скамейки для учеников. За описанием парка Т. Темери, где-то здесь стояла ротонда (круглое в плане здание, обычно увенчанное куполом). В ней в то время стоял бюст С. Трембецкого.

Идя далше аллеей, которая проходит берегом речки Камянки, где гранитные глыбы Афинской школы резко контрастируют с сочной зеленью разнообразных растений, которые окаймляют оба берега, вы приближаетесь к новому, еще более захватывающему, необычному пейзажу. Прямо перед вами открывается два водопада: один сразу здесь, около ваших ног, второй - более грандиозный и эффектный - дальше. В этом месте Вам расскажут о композиции Чертов мост, которая была построена здесь в первый период строительства парка на честь легендарного перехода А. В. Суворова через Альпы. Композиция Чертов мост была разрушена во время наводнения 1980 г. и возобновлена только в 1995 году. А. В. Суворов жил в селе под Тульчином, бывал на приемах в С. Щ. Потоцкого, доброжелательно относился к его бракосочетанию с Софией и содействовал ему. Надо думать, что на честь этой дружбы и был создан этот символический мост.

Пройдя суженную, замкнутую двумя гранитными валунами часть аллеи, вы выйдете на площадку, посреди которой лежит камень, похожий на черепаху. Т. Темери пишет, что именно здесь София угощала Александра I чаем.

Направо увидите большой, высеченный в естественной скале грот. Его название Львиный или Громовый впервые встречаем в Т. Темери. Грот кажется созданным самой природой. Вход к нему разделен на две половины гранитной, грубой формы подпоркой, которая как будто поддерживает его и придает ему вполне естественный вид. Грот выполнен настолько мастерски, что только войдя в середину и увидя в отдельных местах обработанные участки, вы убеждаетесь, что его создали человеческие руки. Он достаточно просторен, по нему можно свободно прогуляться, обойти вокруг гранитного шлифованного круглого стола. Недалеко от входа на правой стене еще остались едва заметные выдолбленные в стене две строки на польском языке, которые принадлежат, как утверждает А. Мицкевич, самому С. Щ. Потоцкому: "Забудь здесь память о несчастье и прими счастье вечное, если же ты счастлив, так будь еще более счастливым".

Там же в правом углу грота устроен небольшой водопад, звук которого, очевидно, и стал предлогом для названия гроту Львиный или Громовый. Вода раньше поступала в грот по гончарной трубе, вокруг которой были проложены три пустые трубы такого же диаметра. Такое устройство создавало своеобразную акустику, которая усиливала шум воды. В послевоенный период во время ремонта гончарные трубы заменили асбоцементными большего диаметра, и звуковой эффект, как утверждают старожилы, несколько уменьшился. С. Гроза, описывая "Софиевку", называет этот грот гротом Калипсо. По-видимому, он воспользовался рисунком В. Аллана 1815 года, на котором этот грот назван гротом Калипсо. Это название, по нашему мнению, больше других отвечает замыслу зодчего, о чем свидетельствует миф о нимфе Калипсо и странствии Одиссея.

После длинных лишений и приключений волны выбросили полуживого Одиссея на песчаный берег острова Огигии. Его нашла нимфа Калипсо, какая жила в прекрасном гроте; вокруг росли кипарисы, тополя, осины, сосны, кедры и платаны. Весь грот зарос виноградной лозой, а с его стен свисали спелые кисти винограда. Из четырех источников текли серебряные струи, а вечнозеленые луга пахли фиалками. Калипсо поила Одиссея нектаром и кормила амброзией. К нему быстро возвращались силы и здоровье. Божественная спасительница обещала ему бессмертие, вечную молодость и просила, чтобы он стал ее мужем. А он целые дни просиживал на берегу моря и смотрел в сторону родной Итаки.

На восьмой год этого любовного плена неожиданно появился посланец богов, Гермес. Он вошел в пещеру. На очаге горело смолистое кедровое дерево. Калипсо хозяйничала около кросен и пела. Увидев посланца Олимпа, она замолчала. Покорно выслушала веление Зевса и, не спеша, пошла к морю искать Одиссея. Калипсо рассказала о приказе Зевса готовиться к возвращению. Она маленькая, незначительная нимфа, не может противиться воле Зевса, но все же молила Одиссея не оставлять ее. Но желание вернуться на родину было слишком большим, и Одиссей немедленно взялся сооружать плот. Через нескольких дней Калипсо, дав ему провизии в дорогу, попрощалась с ним, а Одиссей, оттолкнувшись веслом от прибрежной скалы, отдался свободе кротких волн и ветров.

Перед гротом был установлен гранитный пьедестал, на котором, как утверждает Т. Темери, красовалась статуя несравненной богини любви Венеры. Но в 1936 году ее, как и другую статую, покалечили. После реставрации статую Венеры поставили в гроте, который в отличие от других объектов, напоминает своими четкими классическими архитектурными формами вход в античный храм.

Сначала этот грот назывался гротом Фетиды, а когда туда перенесли статую Венеры - то за ним закрепилось ее имя. Этому сооружению много внимания уделил в своей поэме С. Трембецкий. Ссылаясь на объяснение самого Л. Метцеля, почему этот грот посвящен Фетиде, поэт в стихотворной форме передает миф о Фетиде и Пелее.

Фессалийский герой Пелей подкараулил морскую нимфу Фетиду и после длительной борьбы, во время которой она превращалась в змею, льва, огонь, воду, овладел ею. Это на их свадьбе богиня раздора Эриния подбросила золотое яблоко с надписью "самой прекрасной", которое повлекло за собой события, которые довели до Троянской войны.

От союза Фетиды и Пелея родился Ахилл (Ахиллес). Фетида, желая сделать сына бессмертным, купала его в священных водах Стикса. Уязвимой осталась только пята, за которую держала его мать, когда купала в подземной реке. Расставшись с Пелеем, Фетида продолжала печься о сыне. Чтобы спасти Ахилла от участия в Троянский войне, она, переодев его в женский наряд, спрятала на острове Скирос. Только благодаря хитростям Одиссея удалось распознать Ахилла, и он отправился под Трою, где ему судилось погибнуть.

Следовательно, вы заметили, что скульптуры парка в прошлом не раз перемещались с места на место. Это дает основание считать, что уже в первые 50 лет начальное смысловое значение многих парковых композиций, мраморных скульптур, деревьев, аллей, прудов, фонтанов и даже цветов было потеряно. Д. С. Лихачов (1982) замечает, что с середины XIX ст., сады начинают восприниматься как архитектурные сооружения, способные вызывать преимущественно архитектурные впечатления. Поэтому садовое искусство, ограниченное возрастом деревьев и кустов, постепенно теряет свои связи с эстетическими формациями прошлого в руках реставраторов и садовников-практиков. Они не всегда стремились "прочитать" сады как иконологические произведения, а восстанавливали их как формальные наборы разнообразных элементов "зеленой архитектуры".

"Утрата умения, - пишет дальше Д. С. Лихачов, - "читать" сады как будто какие-то иконологические системы и воспринимать их в свете "эстетического климата" эпохи их создания связано с тем, что за последние приблизительно сто лет пришли в упадок способность иконологического восприятия и элементарные знания традиционных символов и эмблем вообще. Не будем касаться вопроса, почему произошло это падение, но одну из причин легко указать: это сокращение классического и теологического образования. Восприятие же иконологической системы садов особенно сложно потому, что в садах чаще, чем в других искусствах, скрыта тайная символика, скрыты иконологические схемы. Взять хотя бы такой пример. Всем известны радиальные размещения аллей, знаменитая трехлучевая композиция садов Версаля. Но очень мало кому из посетителей Версальского парка известно, что это не просто архитектурный прием, который раскрывает внутренние пейзажи сада и виды на дворец, а определенная иконологическая схема, связанная с тем, что Версальский парк был предназначен прославлять "короля-солнце" Людовика XIV. Аллеи символизировали собой солнечные лучи, которые расходились от центра дворца, точнее от спальни короля, от его ложя или от площади со статуей Аполлона, такой себе ипостаси не только солнца, но самого "короля-солнца".

Д. С. Лихачов отмечает, что "цветы ничего не вызывают в нас, кроме зрительных и очень редко обонятельных ощущений, их символику мы вспоминаем нечасто, и то только невольно. Статуи в садах для нас только молчаливые, красивые украшения, которые нам ничего не говорят. Встретив в саду статую Вольтера, мы бы не придали никакого значение тому, что она поставлена в саду и непременно в гроте. Возможно, увидя статую Флоры, мы бы догадались, что она имеет какое-то отношение к саду, к его растительности, но не смогли бы в совокупности оценить значение садовых скульптур. Редко кто с посетителей Петергофа придаст большое значение тому, что наибольший и наиболее могущественный фонтан изображает библейского Самсона, который раздирает пасть льва, и заинтересуется тем, какое отношение имеют к нему все другие скульптуры каскада. Наше художественное мышление разучилось не только понимать, но и интересоваться символическими и аллегорическими значениями цветов, деревьев, скульптур, фонтанов, содержанием аллей, дорожек, тропинок, "зеленых кабинетов", аллегорическим значением прудов, их формой и расположением. Именно поэтому во время упрощенной архитектурной перестройки в г. Пушкине Старого сада в 60-70 гг. нашего века с такой легкостью распрощались с Трехлунним прудом, освободили Верхнюю ванну от деревьев, которые тесно окружали ее и произвольно расставили старые статуи, ничем не обосновав их сочетания, не считаясь с содержанием, которое они должны были выражать". Здесь мы процитировали Д. С. Лихачова, чтобы подчеркнуть, что и "Софиевка" за прошедшие двести лет со времени основания претерпела много изменений не только в своем внешнем виде, но и в названиях конкретных объектов и композиций. В этом отношении мы не пытаемся пока возобновить, выходя из логичных рассуждений, только названия гротов, речек, отдельных участков парка, что, по нашему мнению, отвечает замыслу авторов, в первую очередь выходя из воссоздания во всех этих объектах путешествий "Одиссея", ибо если мы начнем рассказывать о семантике каждого растения, которое является неотъемлемой доминантой и украшением этих объектов, то необходимо писать еще одну книгу, чтобы раскрыть внутренний мир гомеровских героев.

Однако вернемся к гроту Фетиды, как мы далее будем именовать его. С. Гроза дает подробное его описание. При этом он пишет: "... Над каскадом воды - галерея с красивым металлическим ограждением, по сторонам стоят четыре морских чудовища и два сфинкса - наследницы Фетиды" (Сфинкс в древнегреческой мифологии - это крылатое чудовище с головой женщины и туловищем льва). Далее, описывая обустройство грота, С. Гроза отмечает, что он напоминает ротонду, оббитую жестью, окрашенную в голубой цвет, с вестибюлем, который состоит из четырех колонн. Они удерживают на себе гранитную плиту и полукруглое окно. Здесь же автор указывает размеры полуколон и гранитной плиты, а далее пишет, что средину грота украшает бюст старого Пелея. Там же размещены скамьи, на которых можно посидеть, полюбоваться стеной воды, которая падает прозрачной пеленой, играя и переливаясь в лучах солнца, которое пробивается через водопад. А там - затуманенная зеленая долина, вокруг разнообразные деревья, кусты. Слева от грота - вход к нему, закрытый металлической решеткой. Сравнивая современный вид грота, мы видим те самые гранитные пилоны, декоративную полуциркульную арку и каскад гранитных монолитных ступеней, по которым так же, как и двести лет назад, переливается поток воды, выигрывая всеми цветами весенней радуги. Однако, вместо описанных С. Грозой чудовищ мы видим четыре гранитные вазы, а в гроте вместо бюста Пелея установлена скульптура Венеры Медицейской, отреставрированной последний раз в 1952 году.

Венера в римской мифологии богиня садов, поэтому имя ее вспоминалось как синоним плодов. А с распространением переводов об Энее, Венеру начали отождествлять с его матерью Афродитой и считали богиней красоты и любви и, кроме того, праматерю потомков Энея, покровительницей римлян.

Мы не имеем сведений, где делись морские чудовища, которые украшали раньше грот Фетиды. Можем только допускать, что они были снесены бурным потоком воды во время наводнения 1870 г., о котором рассказывает Л. О. Казаринов. Ведь такое случилось с мраморными вазами, которые были разбиты в 1980 г. во время такого же стихийного бедствия, а потом уже их изготовили в Киевских экспериментально-производственных мастерских. И все же, невзирая на все эти изменения, грот, как и раньше, считается одним из наиболее красивых архитектурных сооружений парка.

Направляясь к гроту Фетиды, переходим через поток речки Камянки (Стикс) по небольшому мостику, сделанному с гранитного монолита. Около его подножия журчит небольшой источник. Вода этого целебного, обогащенного соединениями железа источника вытекает наружу по деревянному желобу, к которому она подведена от подошвы склона, который справа прилегает к дамбе Верхнего пруда, по подземному выложенному камнем узкому каналу.

На небольшой зеленой лужайке, что направо от грота Фетиды, статуя Аполлона Флорентийского. Она четко выделяется на фоне большого куста орешника багрянолистого на склоне дамбы, украшая собой эту наиболее живописную картину Елисейских полей. Скульптура сделана с оргстекла в соответствии с мраморным образцом, который стал совсем непригодным. Первая ее копия была отлита и установлена здесь в 1958 г., но в 1980 г. она была разбита наводнением. Это вторая копия, изготовленная в 1980 г.

Фундамент дамбы после наводнения отстроили, потом укрепили большими гранитными камнями 1 этаж, засыпали и спланировали необходимый слой завезенной почвой. Над гротом Фетиды было уничтожено ажурное металлическое ограждение, а также гранитные вазы, которые потом, в том же 1980 г. были восстановлены. Теперь этот живописный, волшебный уголок, как и раньше, привлекает внимание туристов и трудно вообразить, что не так уже и давно он был практически разрушен.

Парк, как научное учреждение Национальной Академии Наук Украины, активно занимается исследованиями, связаными с изучением природной и культурной флоры южной Лесостепи Украины, а также интродукцией и аклиматизацией растений в регионе.

Статья директора дендропарка
И.С.Косенка подводит итог этого участка работы парка:

50-летие Национального дендрологического парка "Софиевка" как научного учреждения НАН Украины

В итоговой статье И.С.Косенка сделан обзор всей истории парка с момента основания до сегодняшних дней:
205 лет основания Софиевки

Коллективом парка издан каталог растений , в котором насчитывается 1 994 таксона, с них 1220 деревных и кустовых пород и 774 травянистых растений, в том числе 25 таксонов орешников, 24 — буков, 41 — елей, 44 — можжевельников, 100 — лиан, 320 — роз, 57 — рододендронов, 376 — почвопокровных и 98 — цветочных растений.
Каталог (zip 380 КБ)

Питомник дендропарка является уникальным центром по выращиванию посадочного материала хвойних и лиственных деревьев, кустов, роз - всего более 200 позиций.
Прайс-лист
Просмотреть|Скачать (22 КБ)

Красоту парка воспело много поэтов, но поэма польского поэта С.Трембецкого занимает особенное место. Написанная в 1811 году, она представляет собой путеводитель в стихах по парку.
"Sofiowka" и комментарии к ней Адама Мицкевича
(по-польски)

Парк как туристический центр предлагает своим гостям комплекс услуг - экскурсионное сопровождение на шести языках, отель, ресторан, конференц-зал и пр.
Подробный перечень услуг